На рынке технологий трудно предсказать будущую выгоду от сделок. Эта особенность и делает бизнес в сфере высоких технологий рискованным и непредсказуемым. Так, много компаний делают приобретения, которые, в дальнейшей перспективе не приносят прибыли.
Издание Business Insider предложило список наиболее известных ошибок на ИТ-рынке.
- Покупка MySpace корпорацией News Corp
- Покупка Bebo компанией AOL
- Покупка Google компании Dodgeball (и последующее ее закрытие)
- Покупка Google сервиса Jaiku (и его последующее закрытие)
- Telefonica купила Lycos
- Yahoo купил Broadcast.com
- RealNetworks отклонил iPod
- Yahoo не купила Facebook
- Yahoo не купил Google
- Слияние AOL и Time Warner
- IBM уступило монополию в программном обеспечении Microsoft
Цена сделки: $530 млн.
News Corp купила MySpace за $580 млн., в надежде, что это – проверенная и достаточно успешная медиа-компания. Но со временем сервис уступил пальму первенства Facebook. News Corp планирует продать MySpace, аналитики считают, что если это удастся сделать за $50 млн, это будет большой удачей.
Цена сделки: $840 млн.
AOL не один раз упоминается в этом списке ИТ-фейлов. Если приобретение MySpace компанией News Corp MySpace было изначально хорошей ставкой, которая просто не “выстрелила”, то для приобретения Bebo компанией AOL и размера потраченных на это денег никаких серьезных объяснений нет.
AOL купила Bebo за $850 млн., а затем продал его за $10 миллионов.
Цена сделки: $1 млрд. (а может и больше).
Это уже старая история. Сервис для определения места положения Dodgeball был популярным еще до Foursquare. Google его купил. Google его закрыл. Google позволил Денису Кроули запустить Foursquare, который можно назвать на Dodgeball 2.0. По некоторым оценкам, Foursquare стоит более $500 млн. Так что Google, вероятно, придется потратить в два раза больше средств, для получения Foursquare обратно в свое лоно. Если владелец сервиса согласится продать его.
Цена сделки: $2 млрд. (а может и больше).
Помните Jaiku? А этот сервис микроблогов иногда в своем развитии опережал Twitter. Чтобы конкурировать с Twitter, Google купил Jaiku. А затем закрыл его.
Конечно, нет никакого способа узнать, стал бы Jaiku столь успешным как Twitter, хотя, это не исключено. Еще тогда, когда Twitter был не столь популярным, где-то в 2008 году, если бы нашлась хорошая альтернатива, может быть, люди в массовом порядке перешли на другой сервис. Сегодня Twitter стоит около $4 млрд. Так что, или Jaiku превзошел бы Twitter, или его покупка Google за $2 млрд. – это большая ошибка. Вероятность обеих исходов – 50 на 50.
Цена сделки: $5,4 млрд.
Помните Lycos? Lycos был в свое время огромным, почти таким же, как Yahoo. Он продался испанскому телекоммуникационному конгломерату за $5,4 млрд. В результате, Telefonica продала его через несколько лет за несколько миллионов.
Цена сделки: $5,7 млрд.
Нет сомнений в том, что Марк Кубан (Mark Cuban) – большой предприниматель, которому “просто не повезло”. Правда, нам всем бы хотелось быть такими “невезучими”. Без преувеличений, все надежды Yahoo на выигрыш от покупки Broadcast.com были разрушены. Broadcast.com был как YouTube для своего времени – крупнейшим сайтом интернет-видео. И в чем же была единственная проблема? В том, что в его время скорость соединения была слишком медленной для того, чтобы смотреть видео онлайн.
Цена сделки: много, много миллиардов
Большинство людей думают, что iPod является плодом гения Стива Джобса, но это не совсем соответствует действительности. Оригинальная идея небольшого MP3-плеера, подключенного к MP3 магазину, принадлежит Тони Фаделлу (Tony Fadell). Вначале он, как независимый консультант, предложил свою идею RealNetworks, но она не была воспринята всерьез. Фаделл отправился в Apple, а остальное вы знаете.
Цена сделки: $50 млрд (и более).
Как только Google купил YouTube, Yahoo чувствовал, что необходимо сделать большое “2.0?-приобретение. Генеральный директор Yahoo Терри Семел и генеральный директор Facebook Марк Цукерберг сошлись на цене в $1 млрд. Пока не ясно, кто струсил, но известно, что сделка не состоялась. В одной версии событий говорится, что акции Yahoo’s рухнули и гендиректор Yahoo решил, что он не может себе позволить такую сделку, а в другой, что Цукерберг поднял цену последний момент. Итог известен – Facebook сегодня является одной из крупнейших компаний на Земле.
Конечно, нет уверенности в том, что Facebook вырос бы до такого уровня, будь он в Yahoo, но это было бы еще большей ошибкой.
Цена сделки: $170 млрд.
Google пытался продать себя Yahoo много раз. Однажды за $3 млрд. А в начале, вообще, за несколько миллионов. Почему Yahoo этого не сделал? Потому что, до тех пор, пока Google не стал огромным, все думали, что поиск в Интернете не имеет значения.
Сегодня же рыночная капитализация Google составляет около $170 млрд.
Цена сделки: $198 млрд.
Это было, пожалуй, наиболее катастрофическое для стоимости компании слияние в истории. На пике рыночная капитализация AOL составляла $ 240 млрд. Сегодня рыночная капитализация составляет у Time Warner около $40 млрд. и у AOL – $2млрд.
Цена сделки: $220 млрд.
Это одна из наиболее ярких бизнес-историй. Когда IBM решила начать делать персональные компьютеры, в компании были уверены, что их стоимость определяется на аппаратном уровне, а не программным обеспечением. Когда IBM попросила Microsoft, разрабатывать ОС для их компьютеров, Microsoft выдвинул условие сохранить за собой права на ОС и возможность лицензировать ее для других производителей. В IBM согласились и передали им наиболее востребованные в истории технологии: франшизы настольных операционных систем. Сегодня Microsoft – это $220 млрд.
Источник: internetno.net, Надежда Баловсяк