В своей знаменитой книге «Игры, в которые играют люди» известный американский психиатр и психоаналитик Эрик Берн обоснованно отметил, что «люди постоянно озабочены тем, как структурировать свое время». Вопрос состоит в том, как именно каждый из нас подходит к решению этой воистину насущной проблемы. Как водится, значительный спрос на информацию рождает не менее объемное ее предложение. Поэтому существует немало трактатов, и с завидной регулярностью появляются новые научные, околонаучные и просто популярные книги, посвященные вопросам тайм-менеджмента.
- Спонтанность или жесткий распорядок?
- И снова о «золотой середине»
- Взвешенный подход к выбору методов тайм-менеджмента
- Экономим время или «убиваем» его?
- Проще не значит хуже
- Помним об эффективности
- Учитываем свою индивидуальность
- Резюме
Конечно, многое в управлении временем зависит от индивидуальных особенностей личности. Есть люди, которые постоянно «набивают шишки», пытаясь подчинить непокорное время и используя, наверное, самый незамысловатый способ – пробы и ошибки. Зато другие уже в юном возрасте стремятся систематизировать и подчинить определенному распорядку все стороны своей жизни. Ярким историческим примером предельно четкого структурирования своего времени является жизнь одного из крупнейших ученых нового времени – Иммануила Канта. Он настолько безукоризненно придерживался установленного им же самим распорядка дня, что сохранились исторические байки о том, как домохозяйки Кенигсберга сверяли часы, завидев вышедшего на прогулку Канта.
Многие ли из нас способны на такие чудеса самоотречения, какие проявлял великий ученый? Вряд ли. А, с другой стороны, «расхлябанность» в современном мире – тоже отнюдь не позволительная роскошь. Напрашивается вывод, что нужно искать некую «золотую середину». Многочисленные труды по тайм-менеджменту как раз и пытаются помочь нам найти своего рода путеводную звезду на непростом пути к оптимизации использования времени. В них содержатся различные советы и рекомендации, необходимые для максимально эффективного структурирования этого ценного ресурса. И здесь возникает опасность, что, увлекшись выполнением порой очень трудоемких процедур, вы погрязнете в составлении бумажной либо электронной документации и будете тратить уйму времени, казалось бы, изо всех сил пытаясь его сэкономить.
Обращаясь к советам, которые дают авторы книг по тайм-менеджменту, стоит всегда помнить о том, что их изучение и воплощение в реальность вовсе не являются самоцелью, а, напротив, всего лишь средством для достижения целей и решения соответствующих задач. Исходя из этого, можно сформулировать несколько принципов, позволяющих взвешенно подходить к применению методов тайм-менеджмента, не перегибая палку с буквальным следованием советам некоторых авторов, изрядно усложняющих использование этого очень эффективного инструмента.
Всегда трезво оценивайте, сколько времени вы тратите на выполнение формальных процедур тайм-менеджмента. Если слишком много, то вы не используете время более качественно, а, наоборот, растрачиваете его.
Наверное, нет предела усложнению различных методов тайм-менеджмента, поскольку все многообразие и непредсказуемость жизни сложно «впихнуть» даже в самую тщательно и детально продуманную схему. Однако если найти в себе силы остановиться и немного подумать, то всегда окажется, что есть довольно простые и не такие уж трудоемкие решения, причем позволяющие получить хорошие результаты.
В любой сфере человеческой деятельности основной принцип эффективности кроется в превышении результатов над затратами. Поэтому, если усилия на применение сложного метода тайм-менеджмента чересчур велики и не оправдывают себя достигаемым эффектом, то его использование нецелесообразно.
Каждый из нас обладает уникальными личностными характеристиками, а также имеет сформировавшиеся привычки в повседневной жизни. Поэтому, начиная использовать те или иные процедуры тайм-менеджмента, стремитесь не совершать «революцию», слепо копируя чужой опыт, а постепенно адаптировать их к тому жизненному ритму, который для вас наиболее комфортен.
Взявшись всерьез за тайм-менеджмент, будьте готовы к тому, что далеко не сразу начнет что-то получаться. Вы можете в какие-то моменты терять веру в свои силы. Но не опускайте руки и не забывайте о рассмотренных выше несложных советах. И тогда постепенно все встанет на свои места.
Источник: owncapital.ru