- ОСЕВОЕ ВРЕМЯ
- ПОЧЕМУ МУЖЧИНЫ ЗАСТЕГИВАЮТ ОДЕЖДУ СЛЕВА НАПРАВО, А ЖЕНЩИНЫ – НАОБОРОТ?
- ПАНСПЕРМИЯ
- ШЕКСПИР – ЛЮБИТЕЛЬ СЕКСУАЛЬНЫХ НАМЕКОВ
- НЕ ПРОХОДИТЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ ПЕРВЫМ
- ТЕОРИЮ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ПРИДУМАЛ НЕ ЭНШТЕЙН?
- КАК ПОЛУЧИТЬ «ПРАВИЛЬНУЮ» ПЕНУ НА ПИВЕ?
- КОГДА-ТО МЫ ВСЕ ГОВОРИЛИ НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ?
- ВЕРА В БОГА И ВТОРОЙ ПОТОП НЕСОВМЕСТИМЫ?
Диоген и Платон спорили над тем, что же такое человек. (По версии Платона человек - всего-навсего - двуногое существо без перьев). «Что за глупый спор?»,- скажете вы: «Да и почему именно в то время философам пришло в голову выяснять, что такое человек, разве нельзя это было сделать давным-давно?»
«Нет», - отвечает немецкий философ, психолог и психиатр Карл Теодор Ясперс (1883-1969): «Нельзя, потому что все подобные вопросы человек начал задавать сам себе только в «Achsenzeit» - «Осевое время».
Ясперс предположил, что в истории рода людского пролегла некоторая ось, разделившая ее на две части. До этой оси человек не воспринимал себя, как личность, он ел, пил, размножался, спасался от холода, непогоды, болезней, прочих напастей. Слишком много у него было проблем, и главная – выжить. И вдруг он понял, что он – индивид. Что у него есть душа. Что не только погода или рельеф местности влияют на то, что он сделает завтра. Люди стали задумываться о том, что они, кто они, зачем живут и воспринимать себя, как индивидуумов. «Перед ними открылся ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, человек поставил радикальные вопросы, потребовал освобождения и спасения, осознавая свои границы, он поставил перед собой высшие цели».
Понятно, что все это не получилось так: «сегодня лег спать одним из племени бабуинов, завтра проснулся, как Пророк Илия». Осевое время – это период – с 800 по 200 годы до н.э., при этом пик духовного процесса на Земле относится примерно к 500 году до н.э. Именно в этот период в Китае жили Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслители Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда. В философии – как в Индии, так и в Китае, - были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки – Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя, прочие наби. В Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда.
Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга. Но изменился не мир, а человек, живущий в нем. Все эти изменения в человеческом бытии Ясперс назвал одухотворением. Человек научился существовать вне своего племенного коллектива и стал индивидуальностью, обладающим мышлением, волей, самосознанием, самооценкой и самоконтролем за своим поведением. Те же доосевые цивилизации, которые не смогли приспособиться к изменениям, прекратили своё существование - Древний Египет, Ассиро-Вавилонская цивилизация. Идея Ясперса многими учеными воспринята настолько положительно, что «Осевое время» в их трудах воспринимается, как факт, просто лишь требующий упоминания.
Застежки на мужской одежде расположены, как нужно, поскольку большинство людей являются «правшами». Это значит, что пользоваться правой рукой им удобнее, чем левой - значит, и застегивать одежду слева направо им удобнее. Почему же по отношению к женщинам проявлен такой шовинизм? Да просто потому, что пуговицы, постепенно заменяющие шнуровки и завязки, изначально были дорогим украшением, и делались они из золота, серебра, драгоценных камней. А кто мог позволить себе такие украшения? Немногие богатые люди. Их жены и дочери сами не одевались, для этой цели у них были служанки. Вот именно в заботе о служанках (редкое внимание к этой категории работников!) застежку на дамских туалетах располагали тоже слева направо, но только по отношению к служанкам. А к женщинам в дорогих одеждах - наоборот, справа налево. Сегодня большинство женщин одеваются сами, но, знаете ли, традиции… привычка… – стоит ли их ломать?
Кстати, все, что вы сейчас прочитали по поводу разницы в мужской и женской застежках – всего лишь предположение. Зато – самое распространенное из прочих предложений по этому поводу на сегодня.
Мы знаем, что в школе преподают теорию эволюции или теорию Дарвина. И, кроме того, знаем, что альтернативой этой теории является креационизм. Но этими двумя теориями идеи о возникновении жизни на Земле не ограничиваются. И, все же, многие ли из вас слышали о такой теории – панспермия? А ведь она тоже довольно стройная и имеет своих последователей. В 1865 году ее выдвинул немецкий учёный Г. Рихтер (и поддержали ее, между прочим, не кто-нибудь, а немецкий физик Гельмгольц и шведский физик Аррениус). Идея заключалась в том, что жизнь в мировом пространстве переносится с одного небесного тела на другое с метеоритами или под действием давления света в виде зародышей жизни (к примеру, это могут быть споры микроорганизмов). Интерес к этой идее подстыл, когда были открыты космические лучи и выяснено воздействие радиации на биологические объекты. Но, после того, как миссией «Аполлон» были найдены живые земные микроорганизмы на оставленном на Луне зонде, а в 2006 году миссией «Deep Impact» найдены в кометном веществе следы воды и простейших органических соединений, интерес к панспермии снова возрос, поскольку эти находки все-таки указывают на кометы, как на один из возможных переносчиков жизни во Вселенной.
Мастер хорошего английского слова – по крайней мере, так мы считаем сегодня - Вильям Шекспир, был большим умельцем писать проклятия, делать сексуальные намеки и использовать в текстах пьес «крепкие» слова. Отнесемся к этому спокойно – и, прежде всего, потому что Шекспир был представителем культуры, далекой от сегодняшнего дня. Да и писал он на архаичном для нас языке – это значит, что расшифровывать его со словарем нужно даже тем, кто является носителем английского современного языка. На протяжении всей истории художественной литературы постоянно менялись мнения о том, насколько позволительно изображение секса в литературе и насколько откровенным оно может быть – в соответствии с такими понятиями тексты Шекспира и переводились. И «Укрощение строптивой» Шекспира, и «Ромео и Джульетта» наполнены сексуальными намеками и открытыми сексуальными темами, многие из которых в наше время уже не воспринимаются, поскольку тексты переведены в соответствии с современным понятием допустимого в «классике».
Даже имена персонажей комедий Шекспира выбираются автором не случайно и имеют определенное значение. Вот, к примеру, одно из мнений по поводу значения фамилии доктора Каюса (Caius) («Виндзорские насмешницы»). «Caius» - омоним слова «keys», которое, в свою очередь, является сленговым выражением, обозначающим то же самое, что Шекспир называет «bauble» или «weapon» (по-русски – «пенис»). С помощью такого прозвища Шекспир намекает на специализацию доктора, намек усиливается ярким франко-английским жаргоном. В той же пьесе – да и в других - Шекспир намекает и на «французскую болезнь» («French decease»).
Симпатичная статья «Уравнение Шекспира, или «Гамлет», которого мы не читали» - одна из попыток сделать нас ближе к пониманию творчества Шекспира и дать нам понять, что не Шекспир не во всем соответствует нашему времени, а мы просто очень мало знаем о временах Шекспира – и это не его, а наша проблема.
Что касается творчества Пушкина – оно нам ближе, и мы знаем о его текстовых «хулиганствах», но в свое время мы тоже только в мыслях дописывали слово на место троеточия в его «Сказке о медведихе», которая разъяренно кричала: «Уж как я вас мужику не выдам, И сама мужику .... выем».
Понятно, что все хотят получить хорошего работника и платить ему как можно меньшую зарплату. Но, даже если вы согласны и умеете работать только «на отлично», и не высказываете сверхтребований в плане оплаты вашего труда, безжалостная статистика говорит, что последний кандидат получает работу в 56% случаев – это серьезный показатель. И не приходите на собеседование в понедельник и в любой день недели в конце дня – и то, и другое – худшее время для вашего интервью. Может быть, с точки зрения объема знаний школьников, это пустяк, но с точки зрения того, кто хочет найти работу – очень серьезная информация, проверенная временем.
Если даже кто-то в школьные годы и не познакомился с тем, что же такое Теория Относительности (СТО), тем не менее, практически каждый выпускник знает о ее существовании и связывает создание СТО с именем Альберта Эйнштейна. Между тем, приоритет Эйнштейна в этом смысле довольно относителен. В 1919 году в «Таймс» появилась научно-популярная статья, в которой было сообщено, что британские астрономы обнаружили искривление светового луча в поле тяготения Солнца, и то, что этот эффект предсказал некий Альберт Эйнштейн (на самом деле об этом писал еще Пьер Лаплас). Именно с этой публикации имя молодого ученого начинает превращаться в легенду науки. К созданию СТО приложили руку и Лармор, и Лоренц, и Пуанкаре. Ничего принципиально нового Эйнштейн в этой части не сделал – достаточно почитать работы Пуанкаре и увидеть все, что сегодня связывают с именем одного Эйнштейна. Надо сказать, что сам Эйнштейн на своем приоритете в этой области не настаивал. А вот ссылаться на первоисточники - забывал. Для ранних научных работ Эйнштейна было характерным то, что они являлись переработкой публикаций предшественников, и в них отсутствовали ссылки на эти публикации. Считается, что не делал этого он по молодости, поскольку еще не овладел нормами европейской научной этики. Но нужно помнить, что эти публикации выходили в свет в период политического противостояния Германии и Франции – и ссылки на труды Пуанкаре, брата известного французского политика, могли считаться и неполиткорректными. Пуанкаре с уважением относился к трудам Эйнштейна, считал его оригинальным ученым, но никак не первооткрывателем СТО. Не секрет - Эйнштейн достаточно слабо владел математическим аппаратом, поэтому обращался для помощи и проверки своих расчетов к серьезным математикам того времени – в частности к своему другу Марселю Гроссману. Для нормального ученого это естественный шаг.
Но вклад Эйнштейна в создание СТО, и важность ее самой для развития цивилизации серьезно преувеличена популяризаторами науки. Почему так точно удалось предсказателям посмотреть в год 2000-й из года 1900-го? Да потому что 20-й век преобразил мир за счет изобретений, явившихся результатом прикладной науки, фундамент которой закладывался в XVII-XIX веках. Это такие изобретения, как двигатель внутреннего сгорания, автомобили и летатальные аппараты, крекинг нефти, трёхфазное электричество, планарная технология, минеральные удобрения и так далее.
Так что, относиться с уважением к Альберту Эйнштейну – это правильно, но, в то же время, нужно понимать, что поп-культура имеет место не только в кино и на эстраде.
Рекомендую почитать по этому поводу перевод интервью с Питером Л.Галисоном автором книги «Часы Эйнштейна, карты Пуанкаре» («Einstein’s clocks, Poincare’s mars»).
Пена на пиве должны быть густой – только тогда она будет вкусной. Если просто лить пиво в центр бокала в пене получается слишком много пузырей – это не очень хорошо, но зато запаха и вкуса у такой пенной шапки будет больше. Для того, чтобы получить максимально качественную пену нужно сначала наливать пиво по стенке бокала, и только в самом конце направить струю в его середину.
О том, что когда-то существовал один общий язык, мы уже читали – как минимум в Завете. Но верили в это не более, чем в приятную сказку. А, между тем, теоретическими поисками прамирового языка занимались и занимаются многие ученые – среди этой толпы замечены, кстати, и Братья Гримм. Если вы думаете, что процесс доказательства моногенеза (существования одного праязыка) выглядит, как диспут на популярные темы с противниками этой теории – вы очень, очень заблуждаетесь. Это серьезное научное направление, в котором в разное время работало немало талантливых людей. Если праязык существовал, то разговаривали на нем люди около 200000 лет назад. Специальные исследования показали, что анатомические органы, позволяющие человеку разговаривать и использовать язык, появились, по крайней мере, 250 тысяч лет назад, а возможно, и 500 тысяч лет назад – этого человека, в отличие от неспособного к речи неандертальца, называют Homo sapiens sapiens. Ископаемые черепа этого HSS также обладали мозговой асимметрией (левое полушарие больше правого) - как у современных людей. То есть разговаривать HSS мог. Но каким языком он пользовался?
Американские лингвисты подвергли компьютерной обработке данные по всем языкам Земли (исходными были взяты индейские языки), касающихся жизненно важных понятий. Мощный компьютер выдал однозначный ответ: все языки без исключения имеют общий лексический базис. Восстановлением этой общей палеолексики все более активно занимается «глобальная компаративистика» (а ее описанием – «всемирная этимология»).
В 60-е годы прошлого века Моррис Сводеш изобрёл метод глоттохронологии. Он составил 100-словный базовый список, рассчитал, что любой язык утрачивает примерно 14% из этого списка за 1000 лет и вывел формулу, по которой можно узнать время расхождения между двумя современными языками. Оказалось, что при больших временах эта формула работает (надеюсь, вы понимаете, какой труд сокрыт за этим коротким словом «оказалось»). С помощью формулы Сводеша провели расчеты – в какое время единый язык распался на отдельные. Если считать, что в разных языках есть всего одно общее слово, то получается, что праязык распался 30 тысяч лет тому назад. А, если всего полслова – 60 тысяч лет назад. Реконструировать праязык пока не удается, хотя есть слова, которые объединяют большинство языков – это «имя», «север», «зима», «мать», «небо», «лодка». Долгие века люди считали первоначальным языком язык Ноя и его сыновей, у чёрных магов даже якобы хранились книги на «енохианском» языке, но поиски и попытки реконструкции праязыка все еще продолжаются. Между тем, уже на сегодня реконструирован и широко признан праиндоевропейский язык, являющийся предком всех индоевропейских языков.
«И сказал Всесильный: «Вот знак союза, который Я даю, между Мною, и вами, и между веяной душою живою, которая с вами, на вечные поколения. Радугу Мою Я дал в облаке, и будет она знаком союза между Мною и землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, и появится радуга в облаке. И Я вспомню союз Мой, который между Мною, и вами, и между всякою душою живою во всякой плоти, и не будет более вода Потопом на погубпение всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, чтобы вспомнить союз вечный между Всесильным и всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле».
Почему именно радуга выбрана символом союза Бога и людей, и почему не будет более Потопа?
Для того, чтобы погубить все живое на Земле, кроме тех, кому предназначено было выжить, Богу было достаточно – ну, часа, не более того. Но Ноах находится в Ковчеге год, ухаживая за животными, да так, что «остался еле-еле Ноах и то, что с ним в Ковчеге». То есть – чуть не умер… Если до Потопа Ной 120 лет строил Ковчег для себя одного, так и не рассказав людям, что их ожидает, то за год, проведенный Ноем в Ковчеге в тяжких трудах и побывав почти при смерти он осознает свою ответственность за весь мир. И только тогда плаванье в Ковчеге заканчивается, только тогда на Землю ступает нога Нового Человека. И первое, что он делает – приносит Богу жертву всесожжения (сжигает целиком чистого скота), которая символизирует то, что человек понимает, что жизни он недостоин, как и все те, кто жил на Земле до Потопа, но он просит жизни для себя, как милости Божьей. И вот результат - «Ноах нашел милость в глазах Бога». «Впредь во все дни земли сеяние и жатва, и холод и тепло, и лето и зима, и день и ночь не прекратятся». И все это будет сопровождать жизнь Нового Человека. То есть замысел Божий осуществился, Цель достигнута, и второй Потоп не имеет смысла.
Так что, теперь человеку можно «не напрягаться? Для начала ему тоже стоит посмотреть на радугу. Цвет радуги меняется от красного до голубого. Красный цвет на иврите – «адом» - связан со словом «адама» (земля) – то есть с нижним, материальным уровнем. Голубой цвет – «тхелет» связан со словом «тахлит» (цель) - это и цвет неба, и это то самое высшее, к которому нужно стремиться. (Кстати, не просто так «Числа» предписывали носить цицит (кисточки из шерстяных ниток, которые в соответствии с Торой, нужно привязывать к углам одежды, имеющей форму четырехугольника) с обязательной голубой нитью, потому что «увидев ее, вы будете вспоминать все заповеди Господа и исполнять их»).
Вот так и меняются цвета радуги – от цвета «адом» до цвета «тхелет» - от уровня материального до уровня духовного. И, если Бог, смотрит на радугу, чтобы «вспомнить союз вечный между Всесильным и всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле», то и Человеку тоже стоит посмотреть на радугу и вспомнить об этом союзе и о том, какой путь ему нужно пройти.