Поездка через три страны, вояж по берегу моря, прогулка в самых старых вагонах в мире и другие трамвайные приключения - Forbes.ru
- Базель, Швейцария: трамвай №10, первый международный
- Саарбрюккен, Германия: трамвай-поезд из страны в страну
- Де Панн, Бельгия: береговой трамвай
- Остров Мэн, Великобритания: самые старые в мире трамваи
- Бытом, Польша: трамвайная экскурсия по Верхней Силезии
- Либерец, Чехия: чешская глубинка из окна трамвая
Швейцарский Базель граничит сразу с двумя странами — Германией и Францией. Уже в 1900 году начал работать первый международный трамвайный маршрут, связавший город с французским Сен-Луи; он просуществовал 57 лет. А с 1926 по 1967 годы действовал маршрут, соединявший Базель с немецким городком Лерах: его работа прерывалась только в годы Второй мировой войны.
В наши дни трамвай курсирует по маршруту № 10 от швейцарского Дорнаха до немецкого Роденсдорфа, а предпоследнюю остановку делает во французской коммуне Лаймен. Столь необычный маршрут был выбран только потому, что линия, пересекающая две границы, оказалась короче всех других вариантов. Одна из примечательных особенностей красно-желтых международных трамвайных вагонов — наличие в них двух классов. И ехать в первом гораздо комфортнее: он свободнее и мягче второго.
Стоимость проезда: поездка (взрослые/дети) в пределах 8 зон в вагоне 1-го класса — 21,40/10,70 CHF, 2-го класса — 13,00/6,50 CHF.
В городе Саарбрюккен когда-то была внутренняя система городского трамвая, но в 1965 году она закрылась. Открыться заново ей суждено было спустя три с лишним десятилетия, в 1997 году, но уже в ином качестве. Новая линия получила название Саарбан (нем. Saarbahn) и связала Саарбрюккен с Саргемином во французской Лотарингии, став вторым международным трамвайным маршрутом.
Саарбан работает по системе «трамвай-поезд»: до станции Бребах используются трамвайные линии, а после — железнодорожные. Это удобно для пассажиров, поскольку им не нужно делать пересадку на вокзалах, и они могут быстро попасть из Франции в Германию. Такая система полностью оправдала себя: с 1997 по 2007 год. Саарбан перевезла более 100 млн пассажиров, и это притом что линию обслуживают всего 28 вагонов!
Стоимость проезда: билет на одну поездку по всей линии — €7,80/€4,80 (взрослые/дети)
Трамвайный маршрут №0 идет от городка Де Панн на границе с Францией до морского курорта Кнокке-Хейст рядом с Нидерландами. Он не только самый длинный в мире (почти 70 км), но и один из самых живописных, поскольку проложен вдоль всего бельгийского побережья Северного моря. Трамвай делает 68 остановок, и поездка из одного конца в другой занимает 2 часа 23 минуты. Цены на билеты относительно низкие для еврозоны, но лучше их покупать заранее — тогда они обойдутся раза в полтора дешевле; существует и вариант оплаты проезда при помощи SМS.
Политические разногласия в Бельгии отразились и на береговом трамвае. В 1991 году Национальная компания, которая распоряжалась маршрутом, распалась на две — Валлонскую и Фламандскую. Вполне возможно, что этот трамвай очень скоро станет международным — и не только потому, что есть проекты по продлению линии во Францию и Нидерланды.
Стоимость проезда: SМS-билет на 2 часа — €2,25; билет на поездку по всей линии (более 3 зон; заранее/в вагоне) — €2,00/€3,00
Трамвайная линия острова Мэн уникальна не только для Соединенного королевства: по маршруту, соединяющему города Дуглас, Лакси и Рамси, ходят старейшие трамвайные вагоны в мире. Некоторые из них начали работать в 1893 году, когда открылась линия, а подавляющее большинство было выпущено до 1910 года, но во всех полностью сохранилась оригинальная внутренняя и внешняя отделка.
Трамвайный маршрут общей длиной 27,4 км пролегает по живописнейшей местности среди холмов и гор острова. Но интенсивно работает он только в летний сезон, когда прибывшие на Мэн толпы туристов выстраиваются в очередь, чтобы прокатиться на ретротрамваях. А в столице Мэна городе Дугласе действует еще один реликт — конка. Поэтому путешествие по острову может вполне превратиться в трамвайный ретротур.
Стоимость проезда: билет (взрослые/дети) на один день — £16.00/£8.00
Самый нетривиальный способ познакомиться с достопримечательностями Верхней Силезии — трамвай. 38 маршрутов соединяют между собой 13 городов, а общая протяженность всех линий превышает 300 км. Начало этой трамвайной паутине положила открытая в 1894 году узкоколейка от Бытома до Вельке-Пекары, а в середине прошлого века линии объединили в единую сеть. Государственным предприятием «Силезские трамваи» перестали быть относительно недавно — всего 5 лет назад. В тот же год были закрыты два маршрута и началась масштабная реконструкция имеющихся путей.
Проезд не слишком дорог, но когда хочется прокатиться по всем маршрутам, лучше брать проездной на сутки-двое. Если повезет, то можно сесть на ретро-трамвай типа N постройки конца 1940-х – начала 1950-х, с деревянными сиденьями.
Стоимость проезда: билет на одну поездку (взрослые/дети) в пределах трех и более городов — 4,20/2,10 злотых; билет на сутки (взрослые/дети) с возможностью пересадок — 14/7 злотых.
Трамваи появились в городах Либерец и Яблонец-над-Нисой еще на рубеже XIX – XX веков. Первый проект по объединению линий родился в 1900 году, но реализован был спустя более чем полвека — в 1955-м. Междугородний трамвайный маршрут Либерец — Яблонец-над-Нисой является самым длинным в Чехии, но абсолютный показатель вряд ли выглядит впечатляюще — всего 13 км и всего полчаса на дорогу от конечной до конечной.
Этот маршрут, в отличие от своих пражских «коллег», не слишком известен и не привлекает толпы туристов. Но он наверняка придется по душе тем, кто хочет увидеть чешскую глубинку из окна трамвая — точно такого же, как те, которые до сих пор ходят по некоторым московским линиям. Кстати, и в Яблонце, и в Либереце можно увидеть следы последней масштабной реконструкции, которую здешние трамвайные маршруты пережили в конце 1990-х. Тогда вагоны переводили с узкой, метровой колеи на полутораметровую, а чтобы не останавливать движение, просто сделали пути двойными — под старую и новую ширину колесных тележек.
Стоимость проезда: билет на 75 минут (взрослые/дети) для проезда из города в город — 30/15 чешских крон.
Источник: forbes.ru