Если смотреть на кота с сугубо утилитарной точки зрения, то это почти идеальное биологическое оружие, не оставляющее шансов для мелких грызунов. Пока что ни одно человеческое изобретение не способно с такой эффективностью защитить помещение от атак мышей или крыс. Неудивительно, что для многих музеев, особенно расположенных в исторических зданиях, штатный кот-охранник — не роскошь, а необходимость. Все-таки сохранность фондов надо обеспечивать, а предметы старины часто представляются грызунам лакомым кусочком.
Но далеко не всегда задачи музейного кота ограничиваются отпугиванием мышей. Животные проявляют инициативу, продвигаются по карьерной лестнице в самых неожиданных направлениях и иногда становятся чуть ли не главной городской достопримечательностью. Forbes выбрал 10 музеев, в которых живут коты «с историей»
- Британский музей
- Государственный Эрмитаж
- Дом-музей Эрнеста Хемингуэя
- Дом-усадьба Ивана Котляревского
- Мемориальный музей Исса Кобаяси
- Симферопольский художественный музей
- Площадь Торре Арджентина
- Булгаковский дом
- «Народный дворец» в Глазго
- Музей Филбрук
Как найти: London, Great Russell Street, The British Museum
Штатное расписание специального подразделения, отвечающего за защиту от крыс и мышей коллекций Британского музея, уже много лет остается неизменным: здесь трудятся шесть котов. Они официально зачислены на службу в музей, при этом им полагается заработная плата — £50 в год на еду и туалет. Кроме того, котам бесплатно выдается униформа: желтый шейный бант. Правда, несмотря на столь щедрое денежное довольствие, кормежку музейные коты получают не каждый день — чтобы был стимул выполнять свои прямые обязанности мышеловов.
Некоторые коты, правда, не ограничиваются защитой музея от грызунов и добровольно берут на себя дополнительные функции, например, сопровождают охранников музея во время патрулирования здания. А один из самых знаменитых котов Британского музея, Майк, на протяжении 20 лет, с 1909-го по 1929-й по собственной инициативе дежурил у входа в музей. За это время он стал настоящей достопримечательностью и обзавелся массой поклонников. Известие о его смерти опечалило многих, в газетах были опубликованы некрологи, а один из хранителей музея даже написал стихотворение, посвященное «старому Майку», лучшему из котов.
О музее: http://www.britishmuseum.org/the_museum.aspx
Как найти: Санкт-Петербург, Дворцовая пл., 2 / Дворцовая наб., 34, Государственный Эрмитаж
В Эрмитаже сейчас живет более 50 котов. Это самый большой и самый знаменитый «четвероногий спецназ» в России. Официальный статус охранников картинных галерей котам пожаловала еще основательница Эрмитажа — Екатерина Великая, и с тех пор здание находятся под их защитой. В 1960-х от них, правда, попытались избавиться, но уже через несколько месяцев в подвалах музея появились крысы, и хвостатых охранников вернули на место.
Сегодня грызунов им ловить не приходится: те чуют кошачий запах и обходят музей стороной. А статья расходов «на защиту от мышей» в бюджете Эрмитажа не заложена, поэтому кормятся и содержатся знаменитые коты на пожертвования сотрудников музея и добровольных помощников из «Клуба друзей Эрмитажа». Зато в любви и почете недостатка нет. В 1998 году в музее в их честь был учрежден специальный праздник — «День мартовского кота»: с тематическими выставками, конкурсами рисунков, экскурсиями по местам обитания виновников торжества и т. д. А недавно вышел художественный альбом «Кошкин дом в Эрмитаже», посвященный как экспонатам кошачьей тематики, так и четвероногим обитателям дворца.
О музее: http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html
Как найти: Key West, Florida, Whitehead Street, Ernest Hemingway Home and Museum
Здесь обитает более 40 котов, ведущих свою родословную от котенка по имени Сноубол («Снежок»), подаренного Хемингуэю в 1935 году. У Сноубола на передних лапках было по шесть пальцев, и эта особенность передалась его потомкам, населяющим сейчас дом-музей. По словам сотрудников музея, примерно половина посетителей приезжает сюда именно для того, чтобы посмотреть на необычных котов. Они пользуются полной свободой: спокойно покидают территорию музея, имеют доступ во все помещения, а некоторым даже разрешается спать на кровати писателя. Но за кошачье право «гулять самим по себе» музей долго боролся с властями штата. Министерство сельского хозяйства требовало выполнения стандартов, разработанных для цирков и зоопарков, требовало посадить животных в клетки и грозило штрафами — по $200 в день за каждого кота. Только в 2007 году шестипалых признали национальным достоянием, представляющим «историческую, общественную и культурную ценность».
Для котов здесь круглосуточно открыта «безлимитная» кормушка, а в саду есть специальное кладбище. Имеется и собственный «сын лейтенанта Шмидта» — бродяга, собирающий на пирсе пожертвования «в пользу котов Хэмингуэя».
О музее: http://www.hemingwayhome.com/home
Как найти: Украина, Полтава, Соборный Майдан, 3
Несмотря на то, что поэт с «кошачьей» фамилией никогда не был особенным любителем кошек и его верным другом был пес Жучок, музейный двор притягивает к себе «мурок» как магнитом, и сотрудники дома-усадьбы постоянно занимаются пристраиванием «в хорошие руки» их многочисленного потомства. В самом музее при этом всегда живет один «штатный» кот
Сейчас эту роль играет десятикилограммовый обжора Пуша. А самый знаменитый из его предшественников — кот по имени Яша, пришедший в музей в начале 1990-х и не пропускавший ни одной экскурсии. Он настолько очаровал американскую журналистку и фотографа Татьяну Д'Авиньон, что она устроила с ним целую фотосессию. Один из снимков Яши, названный «Кот Ляревский», вошел в фотоальбом «Просто Украина», объездил в составе фотовыставки массу стран, публиковался на обложках журналов и в итоге прославил «фотомодель» если не на весь мир, то по крайней мере на всю страну.
О музее: http://www.tourism.poltava.ua/rus/muzei/Muzej-usadba_I_P_Kotlyarevskogo
Как найти: Japan, Nagano, Kamitakai, Takayama, 5161-1 Takai Ooaza
Два года назад в музее появился «специальный директор» (так официально звучит его должность) — кот Сора. Сначала он стал постоянным посетителем экспозиции: его хозяйка обитала неподалеку, и кот завел привычку самостоятельно прогуливаться до музея. Сначала он бродил вокруг, потом начал пробираться внутрь и «дежурить» в офисе и выставочных залах, а в результате получил официальное признание. На Сору возложена серьезная задача: помочь посетителям лучше почувствовать творчество Иссы. Знаменитый поэт в жанре хайку в России известен в первую очередь как автор стихотворения, давшего название роману Стругацких «Улитка на склоне», но самое часто встречающееся в его поэзии животное — кошка, которой посвящено более 300 стихотворений Иссы.
Толстый кот,
Лениво хвостом шевеля,
Дразнит бабочек…
Кот строго соблюдает рабочий график: является в офис музея примерно в 8 утра, после чего прогуливается по служебным помещениям и выставочным залам. Около половины шестого его рабочий день заканчивается и он отправляется к хозяйке. Если погода на улице плохая, настоящий директор музея подвозит своего четвероногого коллегу до дома.
О музее: http://en.kobayashi-issa.jp
Как найти: Украина, Симферополь, улица Карла Либкнехта, д. 35
До революции здание музея было Офицерским собранием, и традиция держать здесь кошек появилась с первого же дня. Причем инициатива исходила от самих четвероногих: в 1913 году во время церемонии открытия и освящения Собрания губернатор приготовился перерезать красную ленточку и первым войти в здание, но его опередила черная кошка. С тех пор они считаются своеобразным талисманом музея. Причем обычно (опять-таки по традиции) они появляются здесь сами.
Недавно в штат галереи была торжественно принята черная кошка по имени Муха: ей был вручен именной жетон и нарядный ошейник, подтверждающий ее статус «хозяйки музея». Место работы Муха себе выбрала самостоятельно и долго добивалась всеобщего признания. Сначала она слегка побаивалась заходить в музей, но потом осмелела, почувствовала себя как дома и «разобралась» не только с мышами в подвалах, но и с конкурирующими котами. Теперь Муха постоянно присутствует на собраниях трудового коллектива и считает своей обязанностью встречать на лестнице всех посетителей. Иногда ей помогают в этом дочери — Лиза и Дина, разумеется, тоже черные.
О музее: http://gallery.crimea.ua/ru/museum.php?id=002
Как найти: Rom, Largo di Torre Argentina
В 1920-х годах на площади Торре Арджентина в Риме были обнаружены следы античного форума. Но когда археологи начали вести раскопки, из-под храмовых руин на площадь хлынули мыши и крысы. К месту раскопок немедленно был доставлен десант из нескольких десятков бродячих кошек, и почуявшие кошачий запах грызуны ушли. С тех пор на развалинах форума, ставшего музеем под открытым небом, существует кошачья колония, а не так давно был открыт кошачий приют. Четвероногие обитатели Торре Арджентина содержатся на средства бюджета, а также на добровольные пожертвования граждан. Этих денег хватает, чтобы обеспечить кормом несколько сот кошек. Сколько именно, точно не знает никто: число их постоянно меняется, многих «усыновляют», в том числе туристы-иностранцы, а на их месте появляются новички.
С 2001 года кошки, живущие на площади, были официально признаны достопримечательностью. Городской совет объявил их частью «биоисторического» наследия города, напомнив, что колония, живущая в музее, прочно связана с историей Рима, в котором исстари жили кошки самых разных видов.
О музее: http://www.largoargentina.com, http://www.romancats.com/index_eng.php
Как найти: Москва, ул. Большая Садовая, 10, 1 этаж, культурно-просветительский центр «Булгаковский дом»
В отличие от многих музейных котов, которые находят «рабочее место» сами, по собственной воле, Бегемота для Булгаковского дома искали целенаправленно. Музей был открыт в 2004 году, и идея поселить в нем четвероногого персонажа «Мастера и Маргариты» возникла сразу же. Было очевидно, что кот на эту роль подойдет не любой: он должен быть черным, крупным, взрослым и солидным. В результате был объявлен отбор кандидатов, к поискам подключилась пресса — и музей завалили фотографиями потенциальных Бегемотов.
Но первый же претендент, явившийся на очный кастинг, устроил всех и по внешним данным, и по поведению. Кот немедленно забрался в футляр от пишущей машинки, после чего был безоговорочно принят на работу. В «прошлой жизни» кота звали Степаном, но новое имя и новое амплуа он принял спокойно, как должное, и вскоре стал самым популярным «экспонатом» музея. Правда, застать его в на месте посетителям удается не всегда. Как поясняют сотрудники Булгаковского дома, он все-таки «живой кот с хвостом и четырьмя лапами, которые активно использует для перемещения в пятое измерение, по музею и его окрестностям».
О музее: http://dombulgakova.ru
Как найти: Glasgow, Glasgow Green, People's Palace and Winter Gardens
Черно-белая кошка Смадж (Пятнышко) начала свою музейную карьеру в 1979 году как специалист по борьбе с грызунами. Ее даже приняли в профсоюз муниципальных работников и котельщиков, выдав ей членский билет. Вскоре кошка стала одним из символов музея, а в 1987 году скульптор Марджери Клинтон сделала партию статуэток Смадж, пользовавшихся огромным успехом (как и другие сувениры с ее изображениями).
После этого Смадж стала «расти» и по профсоюзной линии. В 1989 году она стала первой в истории кошкой — участницей забастовок музейных работников, затем — звездой кампании в защиту дикой природы «Руки прочь от зеленого Глазго». В 1990 году Глазго был выбран Городом европейской культуры, а Смадж официально была признана «Кошкой культуры — 1990».
В 1991 году руководство в музее сменилось, и новый директор потребовал убрать кошку, несмотря на ее популярность. Смадж еще успела поработать в художественной галерее в Стерлинге и ушла из жизни в 2000 году. Ей посвящена мемориальная доска около одного из входов в Зимний сад музея. А фотография Смадж, сидящей рядом со своими скульптурными изображениями, помещена в каталог Галереи XX века, открытой в Музее Шотландии в 1998 году.
О музее: http://www.glasgowlife.org.uk/museums/our-museums/peoples-palace/Pages/home.aspx
Как найти: Oklahoma, Tulsa, 2727 South Rockford Road, Philbrook Museum
В Музее Филбрука кошки выполняли обязанности садовых охотников, контролируя немаленькую территорию — 23 акра музейного сада. Но в июле 2011 года в их карьере произошел неожиданный поворот. Кот Асер и кошка Перилья по совместительству были назначены еще и «видеографами»: сотрудникам музея захотелось взглянуть на мир глазами котов. На ошейниках Асера и Перильи укрепили небольшие видеокамеры, записывающие до четырех часов звука и видео. И выяснилось, что мир, каким его видят кошки, сильно отличается от того, который наблюдают люди: даже старым сотрудникам музея не всегда удается сразу узнать места сада, в которых проходила съемка.
Отснятое котами видео монтируется и выкладывается на страницах музея в социальных сетях и на YouTube. Кошки очень быстро стали звездами интернет-ресурсов музея: отснятые ими ролики пользуются популярностью и вызывают шквал комментариев и перепостов. Правда, при монтаже снятые котами фильмы подвергаются цензуре: например, из триллера «Охота на кролика» по этическим соображениям была вырезана финальная сцена.
О музее: http://www.philbrook.org
Канал музея на YouTube: http://www.youtube.com/user/PhilbrookMuseum
Источник: Катерина Костылева, forbes.ru